Дмитрий Курочкин: "Введение для предприятий прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль необходимо"
Два года назад был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее – закон о промышленной политике), содержащий основные положения о порядке финансирования промышленного производства, создании и функциях фондов развития промышленности, поддержке субъектов деятельности в сфере промышленности в конкретных областях. Отдельное внимание уделяется территориальному развитию промышленности. О некоторых направлениях региональной промышленной политики порталу ГАРАНТ.РУ рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.
Хочу напомнить, что именно ТПП РФ выступила в свое время инициатором разработки концепции законопроекта, на основании которого был впоследствии принят закон о промышленной политике. Системная работа по ее подготовке началась еще в 2004 году и продолжалась, как видите, целых 10 лет.
Региональная промышленная политика, если коротко, – это комплекс правовых, экономических, организационных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, обеспечение производства на его территории реально конкурентоспособной, в том числе на внешних рынках, промышленной продукции. Для этого в регионах ищут (и находят) инструменты стимулирования промышленной сферы через финансовую, информационно-консультационную поддержку, помощь в научно-технической и инновационной деятельности.
В связи с этим чрезвычайно важна разработка субъектами РФ собственной нормативной базы, учитывающей конкурентные преимущества каждого конкретного региона. Многими экспертами отмечается насущная необходимость принятия регионами законов о промышленной политике, которые стали бы неким фундаментом, определяя цели, задачи и приоритеты региональной промышленной политики, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, основные принципы и формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эту точку зрения разделяет и ТПП РФ.
На сегодняшний день система ТПП РФ объединяет 182 торгово-промышленные палаты и представлена практически во всех субъектах Российской Федерации, а значит, имеет значительный потенциал и возможности для участия в работе по формированию и реализации промышленной политики в регионах, развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, что закреплено в Приоритетных направлениях деятельности Палаты на 2016-2020 годы.
Активную работу по реализации промышленной политики ведут территориальные палаты. Так, в мае 2016 года Тульская ТПП выступила с инициативой создать на базе палаты центр, координирующий совместную работу малых, средних и крупных промышленных предприятий. Главная задача центра – квалифицированная оценка деятельности производственных структур региона, их потенциала, мощности и возможности работы на перспективу в связке с лидерами регионального и отечественного масштаба в приоритетных для области отраслях специализации: машиностроительной, металлургической, химической и других.
В июне 2016 года при ТПП Саратовской области создан Совет по экономическому развитию – общественная структура, основной целью которой является оказание содействия формированию региональных стратегий в сфере промышленной, инновационной, инвестиционной политики. Работа Совета началась с обсуждения проекта регионального закона "О промышленной политике в Саратовской области". Выработанные Советом замечания и предложения были направлены в областную думу и учитывались при принятии закона (Закон Саратовской области от 1 августа 2016 г. № 97-ЗСО).
ТПП РФ работает в тесном контакте с рядом государственных институтов поддержки, содействуя им в поиске и отборе проектов реального сектора экономики. Помимо Фонда развития промышленности, соглашения о сотрудничестве подписаны с Российским экспортным центром, Агентством по технологическому развитию.
С Фондом ТПП РФ сотрудничает с самого начала его активной работы. Экспертный совет Фонда, членом которого я являюсь наряду с представителями других объединений предпринимателей, возглавляет председатель Совета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян.
За 2015-2017 годы системой ТПП РФ рекомендован и одобрен к финансированию Фондом 101 проект (по состоянию на 25 июля текущего года). Наиболее активно в этом направлении работают около 40 территориальных палат.
Палата очень серьезно относится к работе по отбору наиболее перспективных проектов в регионах, активно консультируется с экспертами Фонда и органами государственной власти. Заявки поступают практически из всех регионов, но до Экспертного совета доходят далеко не все. Отмечу, что представители ТПП РФ регулярно выезжают в регионы, встречаются с предпринимателями – получателями поддержки и теми, кто только планирует подавать заявки. Кроме того, адресно работают с предпринимательским сообществом территориальные палаты.
Среди указанных выше одобренных к финансированию проектов 39 – в сфере машиностроения и станкостроения, 14 – химической промышленности, столько же – медицинской промышленности, 13 – электрооборудования и электроники, 9 – металлургии и металлообработки, 7 – легкой и текстильной промышленности, 5 – лесной промышленности и стройматериалов.
Могу привести примеры поддержки предприятий со стороны ТПП РФ.
- АО "НЭВЗ-КЕРАМИКС" (г. Новосибирск). Предприятие, поддержанное Новосибирской городской ТПП, получило заем Фонда развития промышленности в размере 150 млн руб. на разработку технологии производства тотального эндопротеза тазобедренного сустава. В связи с выходом из проекта компании "Роснано" предприятию грозило банкротство, и ТПП РФ обратилась к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить передачу предприятия в систему "Ростеха". Сейчас этот вопрос решается.
- ЗАО "АКОМ" (г. Жигулевск, Самарская область). Предприятие, поддержанное ТПП Самарской области, получило от Фонда 500 млн руб. на производство стартерных аккумуляторов и разработку стационарно-тягового аккумулятора. Совместно с другими предприятиями – производителями химических источников тока – ЗАО "АКОМ" обратилось в ТПП РФ с предложениями о мерах государственной поддержки отрасли. Палата направила письма в поддержку этих предложений Министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и Министру экономического развития РФ Максиму Орешкину. Сейчас они прорабатываются в ведомствах совместно с нашими экспертами.
- ОАО "Ковровский электромеханический завод" (Владимирская область, г. Ковров). Предприятие поддерживается Владимирской ТПП. В настоящее время "КЭМЗ" осваивает изготовление сложнейших пятиосевых вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Общая стоимость проекта – 578 млн руб., 320,4 млн руб. могут быть предоставлены Фондом развития промышленности в виде льготного займа. Завод уже запустил в серийное производство станки с числовым программным управлением японской компании Takisawa, чему предшествовали пять лет переговоров. Должен сказать, что это весьма ценный опыт экономического сотрудничества японской компании с Россией. На выбор японцев повлияло то, что "КЭМЗ" использовал более 60 разновидностей станков японской компании и накопил значительный опыт в их применении. Кроме того, завод является одним из лучших в России по качеству сервиса, квалификации кадров и технологическим параметрам, а также удачно расположен географически.
В мае 2017 года был издан Сборник лучших региональных промышленных проектов, инициированных или поддержанных системой ТПП России и профинансированных Фондом развития промышленности, обобщивший опыт работы в различных отраслях и регионах. В него включены профили компаний – получателей поддержки, мнения их руководителей об опыте взаимодействия с Фондом, мнения экспертов отрасли и президентов территориальных палат. Сборник распространяется среди территориальных ТПП, предпринимателей, экспертов и является наглядным свидетельством того, что поддержка Фонда реальна и доступна.
Могут. Этому способствует деятельность региональных фондов развития промышленности. Уже сложившаяся практика работы этих фондов предполагает предоставление займов на сумму от 5 млн до 100 млн руб., то есть в систему льготного финансирования промышленности включается сегмент малых и микропредприятий. На начальном этапе большинство сделок будут совместными (фактически – синдицированными) сделками региональных фондов с "большим" Фондом развития промышленности. По мере накопления опыта, отработки процедур оценки и процессов реализации сделок региональные фонды станут более самостоятельными. Среди наиболее активных на текущий момент региональных фондов можно назвать коллег из Ульяновской и Челябинской областей, а также из Санкт-Петербурга. В настоящий момент создан 31 региональный фонд, и работа по формированию региональных центров продолжается.
Эксперты ТПП РФ участвовали в серии мероприятий, организованных на площадках федеральных министерств для обсуждения плана действий Правительства РФ на 2017-2025 годы. В рамках данной работы Палата предложила ряд стимулирующих налоговых мер для российской экономики. Важнейшие из них:
- введение прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль путем уменьшения суммы уплачиваемого налога до 50% затрат компаний на модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов. По мнению бизнеса, эффективность налоговых льгот в рамках территорий опережающего развития, региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов в некоторых субъектах России остается низкой. Льготы тяжело получить и сложно администрировать, особенно в условиях, когда ежегодно меняются правила налогообложения. Введение прямой инвестиционной налоговой льготы позволит предприятиям чаще производить обновление основных фондов, расширять производство, применять современное энергоэффективное оборудование, что, в свою очередь, снизит травматизм, вредность производства, а также повысит производительность труда;
- предоставление льгот по земельному налогу и налогу на имущество в отношении объектов основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, а также тех, которые проходят обкатку. По факту такие объекты либо совсем не позволяют извлекать какой-либо доход, либо его объемы настолько малы, что позволяют только "перекрыть" расходы на уплату обязательных платежей. Реализация такой меры позволит бизнесу потратить высвободившиеся средства на собственные нужды: строительство новых и реконструкцию существующих объектов, правильную обкатку оборудования и пр.
Опыт работы ТПП РФ по продвижению региональных проектов показывает, что усредненный по всем регионам максимальный срок реализации инвестиционных проектов составляет 10 лет, тогда как усредненный максимальный срок правительственных инвестиционных программ – 7 лет. Таким образом, налицо явное несоответствие в стратегических расчетах инвесторов и региональных правительств. Запуская свои проекты, инвесторы (как российские, так и иностранные) вынуждены смотреть гораздо дальше, чем правительство региона. Отсутствие видения региональными властями своих отдаленных перспектив рано или поздно приведет к блокированию перспективных инвестиционных проектов, так как инвестору будет весьма трудно уяснить ситуацию на отдаленное будущее.
Стоит отметить, после введения Регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив, обязывающего формировать и ежегодно обновлять планы создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионах, ситуация несколько улучшилась. Однако соотношение между сроками частных инвестиционных проектов, в том числе с иностранным участием, и правительственными инвестиционными программами по регионам сильно колеблется, и это свидетельствует об отсутствии какой-либо продуманной и скоординированной политики властей.
В связи с этим можно дать региональным властям рекомендации о переходе к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20-25 лет. В противном случае – если правительственные программы и частные проекты не будут коррелировать по срокам – инвесторы адаптируются к этой ситуации, переходя на более "короткие" проекты. Кроме того, без широкой официальной "манифестации" своих инвестиционных планов региональные правительства не смогут привлечь и стратегических иностранных инвесторов.